В России заканчивается разработка боевого лазера воздушного базирования

В России заканчивается разработка боевого лазера воздушного базирования

Российский высокоактивная лазерная установка воздушного базирования снова в строю. В отличие от схожего, недавно закрытого американского проекта по уничтожению баллистических ракет при помощи лазера, российская лазерная станция будет готова к боевым действиям в космосе, если Америка вновь затеет гонку вооружений.

«Проект находится на первоначальной стадии развития, согласно существующей информации. На данном этапе его задача будет состоять в выводе из строя сенсоров и оптики врага при помощи прямого удара лазерного луча. На второй стадии, в случае если удастся достичь необходимой мощности лазерной установки, система будет в состоянии сбивать баллистические цели — это перспективная задача», рассказал в интервью телеканалу RussiaToday директор Центра анализа мировой торговли оружием.

По словам Коротченко, научное исследование, инжиниринг и техническое тестирования амбициозного проекта доверены ведущим российским оборонным корпорациям в области космоса — Алмаз-Антей и научно-технической авиационной группе Бериев.

Со времен Советского Союза у России сохранился значительный потенциал по созданию боевых лазерных систем, особенно воздушных, отметил он.

Первоначально программа была начата в 1970х. Первый тестовый самолет А-60 (модифицированный грузовой Ил-76) взмыл в воздух в 1981 году, а через два года был оснащен лазером для проведения экспериментов. Другой самолет с установкой на борту присоединился к проекту в 1991 году.

На сегодняшний день сохранилась лишь последняя летающая лаборатория, однако работы по разработке воздушной боевой лазерной системы не прекращались последние два десятилетия, несмотря на катастрофическую ситуацию, с которой столкнулся военно-промышленный комплекс страны после развала СССР. Последние четыре года программа вновь привлекает особое внимание военных.

С годами программа А-60 превратилась в боеспособную лазерную систему 1ЛК222. Во время государственных испытаний в 2009 году, эффективность системы испытывалась на оптической системе спутника, находящегося на 1’500 км орбите. Сразу после серии данных испытаний информация по проекту поступать перестала.

«Разработка проекта никогда не останавливалась», говорит Коротченко. «Просто сообщения в прессу попали лишь сегодня».

Предположительное название системы — Сокол-Эшелон. Ученые заявляют, что лазер практически готов, а самолет А-60, который провел два года на летном поле, скоро будет оборудован всей необходимой лазерной техникой.

Тестовый самолет А-60 будет полностью модернизирован и переоборудован, включая и установку к 2013 году новой, более мощной лазерной станции, сообщает ежедневное издания Известия.

Министерство Обороны России заявило, что они «обяательно» включат проект воздушного лазера в свои приоритеты и будут пристально следить за развитием программы.

Коротченко подчеркнул, что воздушная лазерная программа Россия была создана в качестве ассиметричного ответа на угрозы новой гонки вооружений в космосе.

«Конечно, втягиваться в гонку вооружений мы не намерены, но у нас должен быть инструмент для поддержания баланса сил и защиты национальных интересов России в случае потенциального вооруженного конфликта», отметил он.

Похоже российским ученым удалось преодолеть проблемы, которые привели к закрытию аналогичной американской программы, разработкой которой совместно занимались корпорации Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin на протяжении 16 лет. Модифицированный самолет Боинг 747-400F, оборудованный лазерной установкой, как утверждается, успешно перехватил две баллистические ракеты во время испытаний в 2010 году.

Все последующие попытки оказались провальными, и после последнего полета 14 февраля 2012 года, Боинг с лазером на борту отправили на знаменитую базу Бонярд, где хранятся старые и непригодные образцы американской воздушной и космической техники.

Коротченко утверждает, что два проекта имели коренное отличие: американцы стремились к физически более точному перехвату баллистических целей в атмосфере, в то время как русский проект был создан для космического развертывания.
«Технологический задел, унаследованный от Советского союза, и сохраненный Россией дает основания надеяться на успешную реализацию данного проекта», делится своим мнением Коротченко.

Разработчики новой лазерной системы заявляют, что они еще не решили какую платформу под нее использовать в будущем: либо это будет новый грузовой самолет Ил-476, либо перспективный стратегический бомбардировщик.

«В перспективе боевой лазер можно будет использовать как в сухопутных войсках, так и в ВВС», заключил Коротченко.

Стоит отметить, что Советский союз разрабатывал большое количество боевых лазерных систем, среди которых высокоактивная лазерная система космического базирования Скиф-ДМ (являющаяся частью программы космического челнока Буран и ракеты-носителя Энергия), лазерный самолет А-60, боевой лазер морского базирования, проходивший испытания на базе в Диксон и на Черном море, и даже лазерный танк Сжатие, разрабатываемый в качестве системы поддержки на поле боевых машин, и призванный выводить из строя оптические системы противника.

Как сообщается, однажды на А-60 тестировали мегаваттный лазер, предназначенный для боевой системы Скиф-ДМ.

По имеющейся в свободном доступе информации, через два десятилетия после распада Советского союза единственным разрабатываемым проектом остался тестовый самолет А-60.

Автор

Запись опубликована 27 Ноябрь 2012 в разделе Вооружения