Высотный универсал

Высотный универсал

Разработкой «Протея» занималась компания Scaled Composites по заказу Драйденовского центра космических полетов NASA. Ставилась задача создать максимально легкий и экономичный самолет, способный работать на большой высоте до 18 часов. Последнее требование нашло отражение в том, что самолет является «опциально пилотируемым». Управлять им можно дистанционно с земли, а на эшелоне самолет способен работать полностью автономно.

Тем не менее на борту «Протея» есть место для двух членов экипажа, хотя условия для них, прямо скажем, спартанские: на максимальной высоте давление в кабине падает вдвое и становится таким, как в 5 километрах над уровнем моря.

Первоначально главной задачей «Протея» виделось оперативное развертывание на любой территории высокоскоростной системы связи. Для этого он мог нести антенну диаметром до 5-6 метров. Однако вскоре после первых испытаний этот проект был заморожен, и самолет стали использовать для других целей, например для изучения распределения в атмосфере водяного пара и радиоактивных элементов. Для каждого эксперимента под брюхом «Протея» устанавливался соответствующий блок аппаратуры.

Так, в 2002 году он поднимал специальную 10-метровую мишень с двумя тысячами оптических сенсоров, по которой Отрабатывалось наведение лазеров с земли. А для исследования образования ледяных кристаллов в высотных перистых облаках оказалась весьма полезной возможность удлинить крылья аппарата для увеличения подъемной силы.

Возможность совмещать обычное, дистанционное и автоматическое пилотирование сделала самолет удобным средством отработки технологий автономного полета. На тот случай, если что-то пойдет не так и экипаж мог вмешаться и предотвратить неприятности. «Протей» был оснащен высокоскоростной спутниковой системой связи, которая позволяет управлять им, даже когда для пилота-оператора он находится далеко за горизонтом.

Пожалуй, наиболее интересные эксперименты, в которых участвовал «Протей», были проведены в 2002-2003 годах, когда на нем испытывалась аппаратура DSA (detect, see, avoid — «обнаружить, увидеть, обойти»). «Протей» направляли по курсу опасного сближения с другими самолетами — от обычных гражданских до F/A-18, причем иногда сразу с двумя, и смотрели, успеет ли он вовремя принять правильное решение.

Причем если в первой серии опытов все летательные аппараты были снабжены транспондерами, позволяющими обнаруживать друг друга, то в 2003 году на «Протей» установили радар, и он научился успешно обходить самолеты, которые с ним не «сотрудничали».

В 2000 году «Протей» установил ряд мировых авиационных рекордов. Так, он достиг наибольшей высоты устойчивого горизонтального полета для реактивных самолетов с массой до 6 тонн — 19015м, а также максимальной высоты полета с полезной нагрузкой в 1 тонну —17 067 м.

Автор

Запись опубликована 19 Март 2011 в разделе Технологии