«Морской старт»

«Морской старт»

«Морской старт» — это совместный международный проект, в котором участвуют фирма «Боинг», НПО «Энергия», КБ «Южное» с ПО «Южмаш» и компания «Квейрнер мэритайм». Проект, прежде чем выйти на нынешний уровень, преодолел целый ряд технических, организационных и финансовых трудностей.

Суть его в том, что с норвежской буровой платформы в открытом океане в районе экватора запускается двухступенчатая украинская ракета, потом ее доразгоняют русским разгонным блоком. Управляют электроникой и помогают выводить на геостационарную транзитную орбиту до 5000 кг полезного груза американцы. Средняя цена вывода килограмма груза на орбиту составляет примерно $20 ООО. Конкуренция в отрасли очень острая.

Если запуски будут статистически такими же успешными, как запуски, скажем, коммерческих «Протонов», выбрасывающих сразу связку спутников на орбиту, то проект станет прибыльным.

Главное преимущество «Морского старта» — в максимальном использовании вращательной силы Земли. Это достигается благодаря пуску ракеты с экватора. Пуск в открытом океане обеспечивает широкий выбор операционных возможностей.  Он почти не ограничивает направление пуска и дает автономию в управлении полетом. Система пуска не зависит от государственных наземных служб, осуществляющих контроль над воздушным пространством.

Однако запуск космического аппарата с плавучей морской платформы, находящейся на расстоянии 3000 миль от порта базирования, требует решения целого ряда технических задач. Одна из самых основных связана с главным элементом операционного плана — переносом ракеты, находящейся в собранном состоянии (вместе с ракетой-носителем, заправленной самовоспламеняющимся ракетным топливом), с корабля управления на морскую платформу. Этот перенос осуществляется в защищенных водах порта базирования после того, как космический аппарат и ракета-носитель целиком собраны и соединены друг с другом на борту корабля управления. Потом оба судна направляются на экватор для осуществления запуска.

Такой план первоначально рассчитан на 55-дневный цикл, который позволит производить около шести запусков в год. Аллен Б.Эшби, президент и генеральный менеджер проекта «Морской старт», говорит, что число запусков даже в рамках нынешней системы может быть увеличено до восьми, если усовершенствовать график работ, спланированных с достаточно большим запасом времени.

А в случае увеличения спроса и, соответственно, дополнительных вложений можно будет производить еще больше запусков. Для этого потребуется разработать технологию повышения остойчивости судов, которая позволит перегружать ракету с корабля управления на платформу в открытом море или в защищенных водах острова Рождества, расположенного в 230 морских милях на северо-запад от места запуска.

Автор

Запись опубликована 29 Июнь 2011 в разделе Технологии