Всю жизнь люди неправильно понимали силу взгляда

Всю жизнь люди неправильно понимали силу взгляда

Многие люди знают: во время спора, чтобы переубедить в чём-то собеседника (или оппонента), очень важно всё время смотреть ему прямо в глаза. Нужно смотреть дальше глаз, прямо в душу, и тогда удастся убедить их в своей правоте. Как показало недавнее исследование, этот способ как раз мешает большинству людей казаться убедительными.

Согласно результатам исследования, которое провели эксперты из Университета Британской Колумбии, Университета Фрайбурга в Германии, и Гарвардского Университета, прямой взгляд на собеседника во время спора приводит к тому, что сам собеседник старается больше сопротивляться против того, чтобы быть убеждённым в чём-то.

В своём исследовании эксперты использовали специальное оборудование (айтрекинг, или окулография), которое помогало фиксировать направление взгляда субъекта, на котором проводился эксперимент. В качестве субъектов использовались студенты (20 студентов университета). Они смотрели несколько видеороликов, в которых актёры обсуждали спорные вопросы, вроде случаев помощи в самоубийстве, ведение сельского хозяйства промышленными методами, или диалоги на тему ядерной энергии. В то время как студенты смотрели видеоролики, исследователи с помощью оборудования регистрировали направления их взглядов, то есть на какие части лиц актёров смотрели студенты.

86722600_1335983176_kak_peresporit__zhenschinu

После эксперимента студентов опросили, были ли они согласны с доводами и аргументами споривших людей. Совместив данные опроса и айтрекинга, исследователи заметили, что студенты были практически все согласны с доводами конкретного собеседника, в то время как смотрели они все ему прямо в глаза. Только позже они выяснили, что, оказывается, студенты были уже заранее согласны с той точкой зрения, которая обсуждалась в фильмах.

В другом эксперименте, исследователи набрали другой состав студентов (уже 42 человека). Причём, прежде чем набирать испытуемых, они провели опрос во всём университете. В группу попали только те добровольцы, которые были не согласны с мнением, которое обсуждалось на видеороликах. Половину студентов попросили смотреть только в глаза актёру, который участвовал в споре на плёнке, в то время как остальную половину просили смотреть на рот. Удивительно, но результаты эксперимента показали, что та половина студентов, которая смотрела в глаза актёру, намного меньше поддавалась убеждению, чем другая половина.

Это позволяет предположить, что, возможно, в момент непосредственного спора, визуальный контакт во время высказывания аргумента может ассоциироваться у оппонента как попытка собеседника доминировать над ним, запугать его, причём ассоциация эта возникает намного чаще ощущения, что собеседник пытается сблизиться, показать дружеское отношение. Исследователи считают, что если сравнить эти данные между многими разными культурами, то они могут не быть применимыми по отношению ко всем народам мира.

dispute

В ближайшем будущем эксперты планируют провести другие исследования, чтобы выяснить, является ли негативная реакция на продолжительный визуальный контакт следствием каких-то психологических особенностей человека, или же причиной служат какие-то физиологические факторы, вроде учащения сердцебиения, или же выброса стрессовых гормонов в организм. «О силе визуального контакта знают ещё с незапамятных времён, так что, возможно, речь идёт о целой массе подсознательных процессов и изменений» — рассказывает организатор исследования, Френсис Чен.

Автор

Запись опубликована 3 Октябрь 2013 в разделе Общество