Суэцкий канал – успешная афера

Суэцкий канал – успешная афера

19 век. Суэцкий канал
В 1831-1837 годах обязанности посла Франции в Египте выполнял молодой виконт Фердинанд де Лессепс. За время своего пребывания в чужой стране он подружился с Саид-пашой, будущим вице-королем Египта. Поэтому, как только Саид пришел к власти, де Лессепс тут же обратился к нему с просьбой о возможности строительства канала.

В том же 1854 году, 30 ноября, была подписана концессия на строительство на льготных условиях. «Всеобщая компания Суэцкого морского канала», созданная де Лессепсом, получила право на постройку и право на эксплуатацию канала в течение следующих 99 лет. Египетское правительство обязывалось поставлять рабочую силу и безвозмездно отвести необходимые для работ земли и выторговало себе 15 % дохода от эксплуатации канала.

Тем не менее де Лессепса ждало еще множество трудностей. Концессию отказывалась признать Турция, да и французский император не выказывал большого интереса к предприятию. Поэтому практически все делалось силами самого де Лессепса. Он начал бурную пропагандистскую кампанию, взывая к патриотическим чувствам французов, а чуть позже, в 1858 году, выставил на продажу 400 ООО акций «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» по 500 франков за штуку. Как ни странно, к 1859 году он продал почти все акции (44% купил сам Саид-паша) и, таким образом, собрал деньги на строительство, по крайней мере на первое время. Проектом к этому моменту заинтересовался даже император Наполеон III. Впоследствии именно благодаря его супруге, императрице Евгении, де Лессепс получил от Наполеона огромную компенсацию в момент финансового кризиса, возникшего из-за смерти его благодетеля Саид-паши.

В апреле 1859 года началась подготовка к строительству канала, а Турция все никак не давала согласия. Тогда 25 июля де Лессепс торжественно заложил первый камень (его друг Саид-паша просто закрыл на это глаза). В 1863 году Саид-паша умер, и лишь в 1866 году, уже при Исмаил- паше, султан завизировал концессию. Исмаил-паша был смелым и решительным политиком. Он боролся за техническое развитие Египта и за его полную автономию от Турции и в связи с этим поддерживал де Лессепса. 17 ноября 1869 года канал был торжественно открыт. В Порт-Саиде собрались десятки коронованных особ, в том числе австрийский император и французская императрица.Последняя вручила де Лессепсу орден Почетного легиона.

Надо сказать, что впоследствии, в 1875 году, хедив Исмаил продал все свои акции «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» Великобритании, а в 1880 году Франция откупила у Египта и права на прибыли от канала. В 1888 году была заключена международная конвенция о свободе плавания по Суэцкому каналу, по сути, объявив его нейтральной территорией: запрещалось блокировать канал в военных целях, разрешался проход по каналу любых судов под любыми флагами.

«Всеобщая компания» продолжала собирать средства с иностранных и египетских кораблей за прохождение по каналу. В 1956 году Египет национализировал канал, сделав его прохождение бесплатным для собственного флота и несколько понизив ставки для иностранных судов. Решительные действия Египта привели к агрессии против него Франции и Великобритании, а также к экономической блокаде страны: канал был некоторое время закрыт.

Борьба за Суэцкий канал продолжалась, по сути, вплоть до 1975 года. Впоследствии (1967 год) Суэцкий канал был зоной активных военных действий между Египтом и Израилем. Ущерб, причиненный мировой экономике из-за бездействия канала, был огромен, и 5 июня 1975 года после отвода войск канал был окончательно и бесповоротно открыт для судоходства.

Компания «Суэц-канал» прекратила свое существование в 1999 году, все документы, занявшие несколько вагонов, были переданы египетскому правительству.

Автор

Запись опубликована 11 Май 2011 в разделе Общество