Почему люди любят давать чаевые официантам

Почему люди любят давать чаевые официантам

Этим летом закончился увлекательный социальный эксперимент, проходивший в ресторане Linkery в Сан-Диего. В ресторане были введены стандартные 18% в качестве платы за обслуживание, и сотрудники заведения отказывались принимать плату сверх установленного предела.

Такое нововведение привело к тому, что в интернет-блоге хозяина ресторана появилось много негативных отзывов, касающихся чаевых. Но в чем причина таких негативных отзывов? Почему посетители так любят давать чаевые официантам?

Уличное кафе

Можно сообщить, что во многих штатах США действуют законы, позволяющие выплачивать обслуживающему персоналу зарплату всего в 2 доллара в час. Это обусловлено тем, что сотрудники будут получать часть доходов в виде чаевых от клиентов.

Как отметил экономист Офер Азар, такое явление, как чаевые, можно объяснить следующим образом. Люди стали давать чаевые некоторым категориям работников. Работодатели для этих сотрудников впоследствии снизили зарплату. Они получили возможность так поступить из-за того, что часть доходов эти работники получают от обслуживаемых клиентов. Это привело к тому, что  клиенты чувствовали себя обязанными оставить чаевые потому, что это было бы весомым дополнением к зарплате работника ресторана.

При этом можно сообщить, что чаевые не имеют экономического смысла. Это обусловлено тем, что такие выплаты делаются уже после предоставления услуги, качество которой не может быть изменено постфактум. Люди дают чаевые даже в том случае если не собираются возвращаться в этот ресторан в будущем. Поэтому мотивацией для того чтобы давать чаевые не может считаться желание получить хорошее обслуживание в будущем.

Как отметил Офер Азар в одной из своих публикаций в 2010 году, люди дают чаевые не для того чтобы повысить качество обслуживания, а для того чтобы продемонстрировать свое социальное превосходство или желая сохранить мнение о себе как о щедром человеке.

Кроме этого ученые предполагают, что чаевые могут быть своеобразным перераспределением дохода от клиента между владельцами ресторана и официантами. Иногда происходит так, что администрация ресторана устанавливает такой порядок для официантов, что они получают основной доход от чаевых своих клиентов. При этом ресторан, уменьшив обязательные выплаты официантам, не уменьшает затраты на покупку продуктов питания, что привело бы к ухудшению подаваемых блюд.

В сравнительном исследовании того, как люди оставляют чаевые в США и Израиле, экономист Офер Азар обнаружил, что люди и в одной, и в другой стране обычно оставляют чаевые больше, чем установленная фиксированная плата за обслуживание. Это позволяет сделать вывод, что клиенты выражают свою благодарность тем, что оставленные чаевые будут больше чем оклад официанта.

Барная стойка

Также было выявлено, что возможность давать чаевые можно считать неким видом управления официантами. Как пишет социолог Закари Брюстер в журнале International Journal of Hospitality Management, иногда руководство ресторана в результате недостаточных возможностей по управлению официантами, перекладывает часть контрольных функций на потребителей, которые могут оставлять чаевые в зависимости от качества полученного обслуживания. При этом официанты обладают определенно степенью автономности в том, как обслуживать клиентов, но в свою очередь и клиенты получают возможность контролировать ситуацию посредством установления суммы чаевых.

Как показало исследование, чаевые могут привести к улучшению уровня обслуживания в том случае, если официант понимает, что клиенты оставят хорошие чаевые, если останутся довольны посещением заведения.

 

 

Автор

Запись опубликована 2 Август 2013 в разделе Общество