Почему дополнительное образование не важно?

Почему дополнительное образование не важно?

Аннотация

Конкуренция делает нас лучше. Но попытка сделать из мира соревнование может стать убийцей всякого рода креативности.

Для британского социального психолога Лиама Худсона, IQ как мерило успешности равносильно росту в баскетболе, с определенным порогом. В баскетболе таким порогом является 183 см. За редким исключением, все известные игроки были не ниже этого роста. В IQ пороговое значение — 120 пунктов. Гении подобные Исааку Ньютону или Блезу Паскалю обладали уровнем интеллекта выше 150 пунктов.

Однако Ричард Фейнман, обладатель Нобелевской премии 1965 года по физике, считающийся одним из величайших физиков современности, обладает уровнем интеллекта всего в 120 пунктов. Высокий уровень интеллекта связан с такими вещами как хорошее здоровье, высокая зарплата и высокие академические достижения, однако весьма смутно отражает личный успех человека.

Малькольм Гладвелл исследует данный вопрос в своей книге «Посторонние». В дополнение, он исследует взаимосвязь между обладателя Нобелевских премий и колледжами, которые они окончили. Многие считают, что Нобелевская премия означает, что ее обладатель окончил как минимум элитное учебное заведение. Однако все совсем не так. Гладвелл исследовал биографии обладателей Нобелевской премии по Медицине и Химии, и обнаружил, что они окончили не самые именитые колледжи. Таким образом, он пришел к заключению, что простого, даже не элитарного образования, вполне достаточно.

Хорошо, но изменит ли знание об этом что либо? Кто-то откажется от лишних нескольких баллов IQ? Предпочтет Гарвард заштатному университету? Не думаю. Несмотря на данную информацию, мы все стремимся стать самыми умными и попасть в лучший университет.

Вот почему образование во всем мире носит столь «архаичный» характер: мы движемся от первого класса ко второму, от второго к третьему и так далее. Все дети знают, что 5-ка лучше 4-ки, ну а 3-ка — 2ки; отличник — это лидер класса.
Стремление стать лучшим это отличное качество в конкурентном мире. Но креативность не линейна, все дело в способности мыслить вне шаблонов. Умение мыслить вне области и совмещать две, на первый взгляд, несвязанные идеи вместе в попытке создать нечто новое, оригинальное, в это кроется секрет креативности. Все дело в том, что скрыто от нашего глаза. Это то, о чем Стив Джобс говорит «умение связывать вещи».

Просто подумайте о тех характеристиках, которыми обладают креативные люди. Журналист As New York Times Дэвид Брукс объясняет:
«Они не следуют вместе с толпой, они ищут на карте белые пятна. Креативные люди рыщут в старинных традициях и инновациях, а затем совмещают маргинальные перспективы и выносят их в мэйнстрим. Не будучи самыми модными, креативные люди делают из дикости тренд.

А теперь давайте подумаем о той конкурентной среде, в которой вынуждены действовать самые удачливые из нас и как она определяет эти культурные установки. Во-первых, сегодня учащимся необходимо прыгать выше своей головы, преодолевая все более жесткие академические требования. Вместо того, чтобы развиваться в конкретной области, они вынуждены стараться преуспеть во всем, добиваясь высоких баллов по всем дисциплинам, несмотря на присущие им интересы. Вместо того, чтобы исследовать неизведанные области, они должны четко распределять свое время на изучение старых истин».

Способствует ли конкуренция креативности?

Не совсем. Креативный подход является продуктом социальной и интеллектуальной среды. Именно поэтому древние Афины подарили миру лучших философов, Елизаветовская Англия — лучших драматургов, Кремниевая долина — лучших программистов, а Северная Корея не может похвастаться таким же количеством Нобелевских лауреатов, как и Соединенные Штаты. Как мы видим, некоторые обстоятельства способствует креативности.

Капитализм является одним из этих обстоятельств. Когда людям дается шанс на самореализацию, они, в основном, стремятся к этому. Также, профессионалы любят группироваться: поэты с поэтами, дизайнеры с дизайнерами, профессора когнитивной психологии с профессорами когнитивной психологии. Побочным продуктом нашей естественной наклонности к поиску похожим нам по образу мысли людей, является совершенствование. Окружая себя лучшими, вы и сами становитесь лучше. Вот почему, в широком смысле этого слова, конкуренция хороша для развития креативности.

Брукс бы с нашими выводами согласился. Однако его (и мое) беспокойство состоит в том, что стремясь к совершенству, мы игнорируем альтернативные пути. Так и есть, конкуренция должна рассматриваться как средство достижения своей ниши — места, где человек сможет создать свою креативную монополию. В сегодняшнем гипер активном мире, креативность может изжить саму себя; мы стремимся быть креативными во имя самой креативности, и именно эта потеря смысла и лишает нас инновационного подхода.

Эти размышления вновь приводят меня к книге «Посторонние». Автор считает, что на определенном этапе академической карьеры необходимо переместить фокус с улучшения оценок на поиск альтернативного взгляда и оригинальных идей. Действительно, воспринимать общества исключительно в качестве конкурентной среды — это лучшее средство свести креативность на нет.

Автор

Запись опубликована 10 Июнь 2012 в разделе Общество