Вегетативное обучение

Вегетативное обучение

Группа аргентинских и английских ученых установила, что по крайней мере часть пациентов, находящихся в вегетативном состоянии, способна к простейшей форме обучения — выработке условных рефлексов. Напомним, что «вегетативным» принято называть состояние, наступающее в случае смерти или глубокой дисфункции коры головного мозга.

У пребывающих в нем людей сохраняются основные физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение и т. д.) и ряд элементарных рефлексов, однако полностью отсутствуют собственно психические функции. В ходе эксперимента ученые подавали звуковой сигнал (первоначально не вызывавший у пациентов никакой ответной реакции), после чего направляли в глаз больному струю воздуха — что заставляло его моргнуть.

После 70 подобных сочетаний очередной звуковой сигнал не подкреплялся подачей воздуха. Часть
больных никак не реагировала на звук, но другие рефлекторно смаргивали. В контрольной группе, состоявшей из погруженных в общий наркоз добровольцев, этот эффект не наблюдался.

Теоретическое значение открытия еще предстоит оценить. но в любом случае оно подтверждает идею о том, что способность к простейшим формам обучения присуща нервной ткани как таковой и в общем случае никак не связана с феноменом осознающей себя личности.

Возможно даже, что в нормально работающем мозгу кора целенаправленно препятствует процессам обучения в центрах управления вегетативными функциями — что может объяснять отсутствие такого обучения у здоровых добровольцев.

Автор

Запись опубликована 15 Февраль 2011 в разделе Новости