Stratolaunch Systems откроет новую эпоху воздушных стартов

Stratolaunch Systems откроет новую эпоху воздушных стартов

Один из талантливейших авиаконструкторов современности, 2 известных предпринимателя и 2 бывших сотрудника NASA (руководитель и главный инженер) объединились вместе для создания очень амбициозного проекта: частной системы космических запусков.

Обо всём – по порядку. Итак, 13 декабря текущего года молодая фирма Stratolaunch Systems анонсировала план построения одноимённой воздушной стартовой площадки ракет-носителей среднего уровня. Данная система должна будет выводить свыше 6,12 т полезного груза на низкую околоземную орбиту. Это можно сравнить с возможностями ракет серии Delta II или «Союз».

Поэтому не стоит удивляться тому факту, что поднимать космическую ракету в заоблачные дали будет фюзеляжный самолёт, имеющий размер в 2 полноценных «Боинга-747». Общая масса комплекса на старте – более 544 т.

Идея воздушного старта отнюдь не нова, ей уже много лет. Тем не менее, вплоть до сегодняшнего дня ещё пока никому пока удавалось построить комплекс, обладающий такими огромными габаритами и массой. Если проект удастся реализовать, он установит несколько безусловных рекордов в космонавтике и авиации.

Затея очень даже серьёзная. Понять это не составляет большого труда. Достаточно знать, какие люди стоят за проектом. Финансирование обеспечит один из соучредителей компании Microsoft, миллиардер Пол Аллен. Самолёт-разгонщик предоставит известный конструктор Бёрт Рутан и учреждённая им авиастроительная фирма Scaled Composites (сейчас – дочернее предприятие Northrop Grumman). Компания Dynetics в ответе за систему стыковки ракеты и самолёта, а также за интеграцию каждой из систем комплекса Stratolaunch. Ну а ракета – за миллионером Элоном Маском и его космической компанией SpaceX.

Одной статьи явно не хватит для перечисления всех рекордов и заслуг вышеупомянутых фирм и лиц в аэрокосмической области. Отметим только, что именно эти граждане впервые в мире создали, а затем запустили дебютный частный пилотируемый аппарат, который успел слетать в Космос по суборбитальной траектории; частную жидкостную ракету, которая подняла спутник на орбиту; частный космический корабль, который побывал на околоземной орбите и сумел благополучно спуститься обратно на Землю.

Надо сказать, что инициаторы проекта замахнулись на рекордные габариты. Например, самолёт-разгонщик будет иметь размах больше 117 м. Это превышает соответствующие показатели современных воздушных титанов типа «Мрии» и Airbus A380.

Длина полосы, необходимая для нашего монстра, равна 3,66 км. Как пишут американцы, одним из вероятных пунктов размещения комплекса Stratolaunch может стать взлётно-посадочная полоса (сокращённо – ВПП) для шаттлов при космическом центре Кеннеди (США, штат Флорида).

Крупнейший в мире самолёт будут тянуть 6 двигателей от «Боинга-747». Кстати говоря, гиганта построят в ангаре Stratolaunch Systems, который расположен в аэрокосмическом порту Мохаве. Ну а возведение данного ангара стартует уже в начале следующего года.

Если верить утверждениям авторов проекта, самолёт-носитель перед непосредственным отделением ракеты способен пролететь до 2400 км. Значит, для выбора азимута и точки пуска открываются большие возможности.

Старт ракеты из международных вод или с территорий различных стран, любые возможные орбиты и любые наклонения, районы падения отработанных нижних и верхних ступеней в открытом океане… Подобные преимущества всегда значились козырями воздушных космических стартов.

История знает немало проектов такого рода. Однако из числа успешно реализованных на память приходит разве что ракета Pegasus, изготовленная специалистами из Orbital Sciences Corporation. Но она поднимает только 440 кг на орбиту. Чтобы увеличить в 14 раз количество груза, выводимого на орбиту, требуется не только масштабирование техники, но и полное переосмысление компонентов.

Разделение ракеты и самолёта будет происходить в нижнем краю стратосферы, на высоте более 9 км.

Масса подвешенной под 1 из крыльев разгонщика жидкостной ракеты-носителя может достигнуть 222 т. Речь идёт о производной от SpaceX Falcon 9. А вот длина РН составит 36,6 м. Первая её ступень будет оснащена небольшими крыльями.

Системы, находящиеся на борту самолёта, призваны следить за «самочувствием» полезной нагрузки, выдавать команду для запуска 5 движков первой системы и вести обратный отсчёт.

Новый исполин от Рутана сможет выполнять роль ракетоносителя, а также работать в качестве уникального транспортного самолёта, способного доставлять массивные грузы на расстояние до 15 000 км.

По словам Пола Аллена, он давно мечтал совершить очередной значительный шаг в сфере частных космических полётов, а именно – предложить миру гибкую и максимально удобную орбитальную систему доставки. Последний рывок в данной отрасли прямо связан с успехом SpaceShipOne. Мировое сообщество стоит на пороге грандиозных перемен. Поэтому-то Stratolaunch Systems и стремится освоить инновационные решения, что позволит произвести настоящую революцию в деле путешествий по просторам Вселенной.

Новая компания Аллена уверяет, что будет выводить пилотируемые аппараты, государственные и коммерческие спутники на орбиту Земли.

Одним из немаловажных рыночных преимуществ всей затеи считается низкая стоимость пусков (хотя ещё рано говорить о точных цифрах). Нельзя сбрасывать со счетов также малый срок, необходимый для подготовки к следующему старту. Лейтмотив проекта: клиентам больше не нужно долго и нудно томиться в очереди, потому что отныне запуски на орбиту – это повседневная рутина.

Отметим, что среди партнёров Stratolaunch Systems и её персонала есть немало людей, работавших ранее в американской авиационной отрасли и космической программе.

К примеру, членом команды стал Майкл Гриффин, аэрокосмический инженер и физик по образованию. Майкл с 2005 по 2009 гг. занимал пост главы Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства.

Президентом и директором Stratolaunch Systems стал Гари Венц, бывший главный инженер NASA. Этот персонаж может похвастаться многолетним опытом работы в сфере проектирования и дальнейшего управления полётами человека в Космос.

Среди прочих персоналий, принимающих участие в проекте, упоминаются менеджеры и инженеры, занимавшиеся запусками шаттлов, лётчики-испытатели знаменитого сверхзвукового разведчика SR-71.

Внушительный список участников заставляет верить в успех проекта, несмотря на имеющиеся сложности установленной схемы запуска.

Уже в 2015 или 2016 году начнутся лётные испытания описываемого самолёта-носителя. Несколько позже пройдут первые старты ракеты.

Автор

Запись опубликована 21 Декабрь 2011 в разделе Новости