Статистика – не главное; инновации нуждаются в человеческом факторе

Статистика – не главное; инновации нуждаются в человеческом факторе

На сегодняшний день, мир бизнеса, рекламы, новостей и даже инноваций находится в цепких лапах статистики. Она управляет всем: выяснили, к примеру, специалисты IDC, что более 50% всех смартфонов, проданных в этом году, работает под управлением ОС Андроид – значит, всё, платформа от Google лучшая, а Apple с их iOS – это уже «второй сорт – не брак». Или с точностью до наоборот. Естественно, это утрировано – на самом деле, большинство разумных, адекватных пользователей прекрасно понимает, что статистика – далеко не решающий фактор при выборе нового девайса (или любого другого продукта). Но вот сами компании/бизнесмены/инноваторы, которые эти продукты, собственно, и производят – далеко не всегда.

Не то, чтобы я сейчас обесценивала значимость статистических данных и исследований – они, несомненно, очень важны и полезны. Но полагаться на них целиком и полностью всё равно нельзя. Особенно, если речь идёт о работе над чем-то инновационным.

Статистика – она как лабораторная работа по физике: вроде бы, всё делается по точным правилам и формулам, но без погрешностей всё равно не обойтись (к примеру, недостаточно чёткой формулировки вопросов и/или поверхностных ответов опрашиваемых, а также игнорирования тех возрастных групп покупателей, которых вряд ли заинтересуют ваши продукты и инновационные изобретения). Почитайте любую книгу по маркетингу и рекламе – на первых же страницах вы непременно встретите слово «фокус-группа» (как в смысле отдельного метода исследования, так и в более узком значении – определённой группы людей, участвующих в вашем опросе). Отличный термин, он действительно очень важен для разработки, рекламы и продвижения вашей продукции. Но никогда не используйте его в качестве главного ориентира – смотрите глубже.

Простой пример из жизни: один молодой человек получил работу своей мечты, причём практически сразу же после окончания университета – он стал HR-менеджером в очень крупной и солидной корпорации. И всё бы замечательно, да только вот у компании начались серьёзные финансовые проблемы, и ему пришлось заняться организацией массового сокращения персонала. «Что поделать, такова моя работа», — подумал он, и, совместно со своими коллегами, составил блестящий план сокращения, который подразумевал увольнение более 10,000 сотрудников корпорации. Проект был одобрен, сотрудники – уволены, а сам HR-менеджер получил солидную премию от начальства.

Прошёл год. Наш молодой специалист набрался опыта и стал ещё лучше справляться со своими непосредственными обязанностями – он с лёгкостью увольнял/принимал на работу, разруливал самые сложные, кризисные ситуации и получал очень высокую зарплату. Как вдруг, однажды, случайно включив какое-то телевизионное ток-шоу, он резко потерял всякий интерес к своей работе.

Передача была посвящена историям трёх сотрудников, которые были уволены из его корпорации год назад: один из них был настроен относительно оптимистично (хотя так до сих пор и не сумел найти новое место), второй – рыдал и просил о помощи, а третий … покончил жизнь самоубийством. И тогда молодой человек понял: прав был Сталин со своим знаменитым высказыванием «Смерть одного человека — это трагедия. Смерть миллионов — это статистика». Цифры ничего не значат и не решают; главное – это человеческий фактор.

Поэтому, какие бы точные и профессиональные исследования вы не проводили, опираться только на них всё равно не стоит. Взаимодействуйте со своей потенциальной целевой аудиторией напрямую: работайте с конкретными клиентами и покупателями, слушайте их личные мнения, истории и проблемы – такой метод может может помочь намного больше, чем общие цифры и сухие факты.  Взять, к примеру,  ту же компанию Kimberly-Clarke с их программой Huggies MomInspired Grant Program. Любая женщина, у которой появлялась какая-то собственная идея по поводу их продукции, могла лично поучаствовать в её разработке, да ещё и стать рекламным лицом нового товара.

Получается, что специалисты Kimberly-Clarke ориентировались вовсе не на статистические исследования, а на личный опыт отдельных клиентов,  и, хотите верьте, хотите – нет, но это было одним из лучших решений за всё время существования их компании. История обычной молодой мамы, такой же, как и десятки тысяч других, вдохновила людей намного больше, чем данные о том, что «90% женщин выбирают для своих малышей подгузники Huggies».

Так же и с инновациями: статистика, фокус-группы – это, конечно, замечательно, но личный рассказ/проблема одного конкретного человека может оказаться куда более значимой. Не бойтесь вдохновляться от других людей: родных и близких, или же, напротив, совершенно незнакомых – это работает не только в искусстве, музыке, живописи и литературе, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности. Хотя статистику, конечно, тоже ещё никто не отменял – изобретать что-то инновационное для одного-единственного человека было бы не особо рационально, поэтому, вдохновившись его историей, хорошенько проанализируйте, может ли она случиться и с другими людьми, и заинтересует ли их то решение, которое вы намерены предложить. Если да  — то действуйте: вы определённо на верном пути!

Автор

Запись опубликована 6 Декабрь 2012 в разделе Новости