Мифы и легенды: «Инновации – мужской удел; женщинам здесь не место!»

Мифы и легенды: «Инновации – мужской удел; женщинам здесь не место!»

Неужели инновационные изобретения – это исключительно мужской удел? Этим вопросом задаются многие люди, и, чаще всего, приходят к выводу, что женщинам действительно здесь не место. Возьмите любую конференцию или другой ивент, посвящённый инновациям, будь то хоть Google I/O, хоть WWDC, хоть CES — и везде будут участвовать (как в качестве гостей, так в качестве спикеров) одни мужчины. Хотя, иногда, очень редко, там могут появиться и женщины… Но это уже, скорее, исключение, чем правило.

И большинство гостей ивента, прогрессивных, современных и открытых к инновациям людей, не перестают искренне этому удивляться: как так, женщина на таком сугубо «мужском» мероприятии? Видимо, она какая-то «особенная». То есть мужчины, придумавшие что-то принципиально новое – они не особенные, они обычные (подумаешь – да каждый второй может что-нибудь изобрести), но вот женщина в инновациях – это уже что-то из области научной фантастики? Хм, как-то странно получается.

Взять, к примеру, конференцию Silicon Valley Meets Open Innovation: соотношение мужчин и женщин, которые примут в ней участие, составляет 33:1. Единственное исключение из правила, гласящего «женщинам здесь не место» — это Джоанна Уэйденмиллер, привлекательная блондинка, которая наверняка станет главным «гвоздём программы». Так же и со всеми остальными мероприятиями. И не только с мероприятиями.

Руководители самых крупных и прогрессивных корпораций – мужчины. Главные инноваторы современности (да и прошлого/позапрошлого века) – мужчины. К чему это я? Не подумайте, никто не собирается разводить здесь феминистские дискуссии. Или, наоборот, дискредитировать слабый пол. Или писать десятитомную энциклопедию, посвящённую отличиям женской и мужской психологии. Или приводить в пример выдающихся женщин, которые каким-либо образом изменили ход истории, и доказывать, что «девочки лучше мальчиков» (или наоборот). Ничего подобного. Единственное, что хотелось бы выяснить – так это то, способны ли женщины на изобретение чего-то инновационного? И не более того – никаких Великих гендерных конфликтов с бесполезными спорами и примитивными аргументами. Итак, начнём по порядку.

Почему инноваторами прошлых веков были исключительно мужчины – и так понятно: в те времена, с женским образованием всё обстояло далеко не самым лучшим образом. Да что тут долго говорить – вот вам цитата профессора Гарвардского университета, Эдварда Кларка:

К счастью, в XXI веке всё изменилось: в наши дни, самодостаточная, умная, образованная женщина больше уже никого не удивляет, не вводит в ступор и не вызывает бурного общественного осуждения. Однако до инновационной сферы прогресс почему-то так и не добрался (конечно, слегка приблизился, но, до абсолютного равенства полов здесь ещё очень и очень далеко). Почему? Ведь женщины и мужчины получают одинаковое образование. Значит, загвоздка в образе мышления (все, кто более-менее знаком с психологией, и так знает, что он у нас разный). Или же все-таки в стереотипах?

Несколько авторитетных специалистов из Университета Западного Онтарио, Теодор Ноузворфи, Джун Котт и Сунг Хван Ли, решили это выяснить. Результаты их исследования широко муссировалось в различных СМИ, и, в итоге, большинство людей пришло к выводу, что всё решают именно пресловутые стереотипы.

Хотите верьте, хотите – нет, но учёные пришли к такому выводу, что женщины воспринимают инновационные продукты намного лучше, чем мужчины. Соответственно, с изобретением чего-то принципиально нового у них тоже нет никаких проблем. Конечно, это всего лишь исследование, по сути, та же статистика, и ориентироваться исключительно на её результаты нельзя (всегда есть исключения из правил, а также многочисленные погрешности). Однако, как ни крути, а факт остаётся фактом: большиство женщин (но далеко НЕ все) открыты для нового намного больше, чем мужчины.

А теперь, давайте я вкратце изложу вам саму суть эксперимента. Он заключался в анализе потребительских реакций на 2 инновационных продукта: автомобиль без визуально различимых колес, а также обыкновенный безалкогольный напиток в непривычной упаковке. В ходе эксперимента, одни участники смотрели рекламу обычных продуктов, а другие — новых. А потом и тех, и других, по очереди.

Оказалось, что женщины, участвовавшие в эксперименте, реагировали на инновационные изделия намного лучше мужчин. Они быстрее понимали, что автомобиль без колес — это именно автомобиль, а напиток в странной упаковке – обыкновенная газировка,  а вот у мужчин, в свою очередь, возникали небольшие (а иногда и большие) трудности с идентификацией непривычных продуктов.

Более того, как только женщины понимали, о чём конкретно говорится в рекламном ролике, инновационный товар сразу же начинал нравиться им намного больше, чем его стандартный аналог. В итоге, ученые сделали вывод, что женщины способны воспринимать более высокие уровни визуальной несовместимости, чем считалось ранее. И в инновационной сфере эта особенность, однозначно, была бы весьма и весьма кстати.

Такие вот дела. Опять же, хотелось бы подчеркнуть, что это всего лишь исследование, общие факты, которые не являются железным доказательством того или иного утверждения и, более того, могут откровенного противоречить конкретной истории одного мужчины и одной женщины-инноватора, работающих в команде.

В любом случае, вне зависимости от того, правы или не правы оказались учёные из Университета Западного Онтарио, ясно одно: разнообразие – вовсе не враг инновационных концептов, а даже, скорее, наоборот, отличный двигатель прогресса. Так почему бы тогда и не совместить в них мужской и женский подход? Это не призыв к эмансипации, и уж, тем более, не очередной феминистский лозунг, а всего лишь разумное, логичное утверждение: женщины способны внести в процесс развития, модернизациии  и создания инновационных проектов ничуть не меньше, чем мужчины, а, значит, стереотипу из серии «Инновации – мужской удел; женщинам здесь не место» действительно можно смело присвоить статус развенчанного мифа. А мифы, как известно, за аргументы не считаются.

Автор

Запись опубликована 7 Декабрь 2012 в разделе Новости